Программа добавлена в заказ
Для отправки заявки перейдите в раздел ЗАКАЗ
 
Спасибо!
За Вашим электронным адресом закреплена скидка 10%.
 



 
Споры по договорам: от претензии к суду


Нередко, в процессе исполнения договорных обязательств, у контрагентов могут возникнуть осложнения, которые негативно сказываются по срокам, качестве и т.п. В таких случая у одной из сторон могут возникать недовольства в отношение партнера, что требует прояснения ситуации для разрешения возможного конфликта между участниками договора.

Многие спорные ситуации по договору решаются путем  проведения «мирных» переговоров и соблюдения деловой переписки. Но есть случаи, когда необходимо обратиться к федеральному законодательству для соблюдения претензионного порядка до обращения в суд.


4 ВАРИАНТА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА ПО ДОГОВОРУ:

  1. Двусторонние переговоры. Процедура бывает как добровольной, так и обязательной, в силу указания на это в договоре. Результаты  договоренностей фиксируются в соглашении. К переговорам можно отнести как общение на встречах, так и письменную переписку сторон.
  2. Переговоры с участием третьей стороны — медиатора, третейского суда. Медиатором (посредником) может выступать юрист, владеющий профессиональными навыками решения конфликтов между сторонами договора. Обращение в третейский суд должно быть оговорено в договоре или в соответствующем соглашении.
  3. Оформление претензии контрагенту (внесудебное разрешение спора). Необходимость обращения с претензий предусматривается при заключении договора или данная обязанность возникает у сторон в соответствии с действующим законодательством.
  4. Решение спора в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Истцу необходимо грамотно подойти к оформлению иска и собрать документы, подтверждающие правомерность «пострадавшей стороны» договора.

Во всех случаях следует внимательно изучить положения договора, отражающие процесс урегулирования разногласий, а также учесть требования Гражданского кодекса РФ. Особое внимание необходимо обратить на порядок направления претензий и обращений в судебные органы.

Другими словами, конфликт, перешедший за рамки делового общения, разделяется на две этапа:

  • Претензионный (досудебный). Претензия — это жалоба на действия контрагента, которая принуждает его к исполнению нарушенных договорных обязательств по договору в течение определенного срока.
  • Защита интересов в суде. Если претензионный порядок был соблюден, в частности, претензия была направлена ответчику, суд может рассмотреть иск по существу и вынести решение.

 

Претензионно-исковая работа – это процесс,  защиты интересов компании в спорам в договорах. Когда одна из сторон не платит или не исполняет прочие договорные обязательства, то необходимо начинать претензионно-исковую работу в нарушителя. И наоборот, если сама компания нарушила договор и получила претензию, необходимо выяснить и устранить причину нарушения. Если по условиям договора за нарушение нужно выплатить штраф или неустойку, компания на досудебной стадии урегулирует конфликт. Сроки на урегулирование указывают в договоре, если этого не сделали, стороны должны разрешить конфликт в течение 30 дней с момента направления претензии.

На практике не всегда получается разрешить разногласия на претензионном этапе. Контрагент может не соглашаться с претензией, или сама компания не признает требования другой стороны. В таком случае начинается претензионно-исковая работа для обращения в суд.

В соответствии с Арбитражно процессуальным кодексом РФ  для некоторых типов споров есть обязательный порядок досудебного разрешения (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Если организация не выполнит эти требования, суд не примет иск. Обязательно необходимо подтверждение, что компания пыталась разрешить конфликт до обращения в суд.


 


ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТЫ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ
 

Подробнее остановимся на «претензионной работе», включающей в себя:

  • выявление нарушений по договору со стороны своего партнера;
  • формирование и направлением документов по исходящей претензии контрагенту;
  • отслеживание ответа контрагента на претензию;
  • работу с входящими претензиями, которые приходят от контрагентов по договорам, и направление отзывов на поступившие обращения. В частности, это может быть работа с входящими претензиями клиентов(юридические или физические лица).

 Претензионный порядок условно делится на два типа:

  1. Добровольный (на усмотрение сторон);
  2. Обязательный (установлен договором или законом).

Самостоятельная попытка устранить недопонимание между сторонами, не прибегая к помощи суда, позволить сэкономить время и деньги. В ходе переговоров достигаются новые договоренности, позволяющие учесть требования всех участников сделки и исполнить ее.

В случаях, предусмотренных законом, направление претензии контрагенту, нарушившему договорные обязательства, является обязательным условием. Суд может оставить иск без рассмотрения, если данный порядок не соблюден.

 

КОГДА ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА ОБЯЗАТЕЛЕН?

Спорные ситуации по договорам  требуют подтверждения юридических действий. Договорившись о поставке (продаже) товара или оказании услуг, стороны намереваются исполнить обязательства. Когда неисполнение правовых обязанностей нарушает права другой стороны, необходимо направлять претензию:

  • В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  • В арбитражном судопроизводстве такой порядок является обязательным: для споров, возникающих из гражданских правоотношений, в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором; для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В каких случаях законом предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора?

  • по спорам о заключении договора в обязательном порядке, об изменении или расторжении договора
  • по спорам о заключении государственного или муниципального контракта
  • по спорам о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
  • по спорам о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды
  • по спорам о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа
  • по спорам о расторжении договора банковского счета по спорам об изменении договора коммерческой концессии по спорам о нарушении исключительных прав
  • по спорам о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования непрерывно в течение 3 лет
  • по спорам об осуществлении страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, о компенсационных выплатах по ОСАГО
  • по спорам с участием потребителей финансовых услуг, предъявляющих к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги, требования имущественного характера, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО
  • по спорам о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • по спорам о цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя
  • по спорам, вытекающим из следующих договоров воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты, железнодорожной перевозки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, перевозки груза автомобильным транспортом, перевозки груза морским транспортом, перевозки пассажира, багажа, груза или буксировки буксируемого объекта внутренним водным транспортом, транспортной экспедиции, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, перевалки груза, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности 
  • по спорам об оказании услуг связи, в том числе почтовой 

  

КАК СОСТАВИТЬ ПРЕТЕНЗИЮ

Законом не установлены обязательные требования к содержанию претензий, но судебная практика указывает на необходимость соблюдения определенных условий, наличие которых оказывает влияние на процесс спора. Если в спорном договоре не были предусмотрены требования к шаблонам претензий и прочим условиям рекламации, то рекомендуем придерживаться следующей структуры:

  1. Вводная часть: опишите причины спора; охарактеризуйте договорные связи между сторонами; перечислите, какие действия предпринимались участниками спорного соглашения; укажите адреса и контактные данные сторон.
  2. Мотивировочная часть: сошлитесь на нормы законодательства, которые, по вашему мнению, нарушил контрагент; сделайте ссылки на пункты договора, которые не соблюдаются.
  3. Заключительная часть: сформируйте свое требование к контрагенту о финансовом или материальном возмещения; убедительнее будет, если претензия о нанесении ущерба имуществу юридического лица содержит расчет убытков; зафиксируйте срок, в течение которого вторая сторона должна выполнить ваши условия; укажите на свое право обращения в суд в случае игнорирования требований; поставьте подпись, дату и печать (если ее наличие предусмотрено уставом).

При написании придерживайтесь официально-делового стиля. Избегайте словосочетаний с эмоциональной окраской. Постарайтесь сформулировать требования таким образом, чтобы все письмо получилось объемом не более двух страниц А4.

Претензия относится к документам, которые предполагаются к использованию в суде в случае эскалации спора. В этой связи рекомендуем направить документы-основания, которые отсутствуют у контрагента. Такое действие внесет ясность в спор и поможет привести к урегулированию на досудебной стадии.

Один экземпляр претензионного письма направляется контрагенту способом, указанным в договоре, или используемом при обычных условиях гражданского оборота. В любом случае сторона должна будет доказать факт получения корреспонденции ее адресатом.

КУДА НАПРАВЛЯТЬ ПРЕТЕНЗИЮ

Цель претензии — информирование контрагента о проблеме по договору и получение ответа от него попытке решения спора до суда. В зависимости от того, кто является получателем, направление происходит по разным адресам:

  • юридическое лицо — по месту регистрации;
  • физическое лицо — адресу регистрации, который вам известен;
  • государственный орган — по местонахождению.

Если договором согласовано направление корреспонденции по электронной почте, то в тексте смотрите:

  • адрес электронной почты;
  • условия: о наделении сканированных документов юридической силой; об использовании сканов документов в качестве доказательства в суде.

В большинстве случаев при несоблюдении обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора суды возвращают иски или оставляют без рассмотрения, если иск уже принят к производству.

 


 

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ В СУДЕ

На практике не всегда получается разрешить разногласия на претензионном этапе. Контрагент может не соглашаться с претензией, или сама компания не признает требования другой стороны. Если были соблюдены все формальные процедуры по направлению претензии, но это не привело к положительному результату, то необходимо обращаться в суд.



Первый вопрос, который возникает на этапе защиты интересов в суде— какой выбрать:

  • мировой;
  • районный;
  • арбитражный.

Между указанными выше судами существует четкая граница по полномочиям:

  • Арбитражные суды решают экономические споры юридических лиц и ИП.
  • Мировые или районные суды занимаются спорами физических лиц. Разница между мировым и районным судом в цене иска. Споры ценой до 50 000 рублей разрешают мировые суды, более 50 000— районные суды.

Необходимо отметить, что существенным вопросом при обращении в суд – является адрес суда ответчика. Если вы находитесь в разных городах, придётся решать спор в суде, который был указан в договоре.

ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДАЧИ В СУД

Подготовка иска и документов является серьезным этапом. В исковом заявлении, похожем на претензию, описать спорная ситуация по исполнению договора, указываются требования (в соответствии с законами). Форму и содержание искового заявления решулирует ст. 131 Гражданского процессуального кодекса и ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса. 

Исковое заявление должно содержать доказательства — это могут быть документы, подтверждающие позицию «пострадавшей стороны»: первичная документация (счета, акты, накладные) и и т.п.. К этому списку добавьте квитанцию с почты, опись вложения и уведомление о вручении претензии.

ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В СУД

Исковое заявление и документы передаются в суд в двух экземплярах или более, если по иску более одного ответчика. Один экземпляр для судьи, а второй пакет документов отправляется ответчику. 

Документы вы можете отправить в суд по почте, отнести лично или через представителя по доверенности. Если вы решили отправлять документы почтой, будьте готовы, что процесс затянется ещё на пару недель. Для личного посещения подготовьте еще одну копию искового заявления — на ней в приемной суда поставят отметку о получении документов.

Судопроизводство может занимать длительный период времени, требующий терпения как со стороны, подающей иск так и со стороны ответчика.  Первое заседание обычно назначается через месяц. За это время судья отправит документы ответчику, а также может запросить дополнительную информацию у всех сторон спорной ситуации по договору.








Все обзоры




Новости
Обзоры










Скачать бесплатную версию








Персональный менеджер
Простота и удобство
(не требуется обучение)
Не требуется дополнительного программного обеспечения
Лучшее предложение по цене
Бессрочная лицензия
Бесплатная техническая поддержка
(в рамках лицензии)