В настоящее время термин «тендер» (английское слово tender – «предложение») активно применяется в Российской экономике. При этом, именно данное слово в нашем законодательстве не упоминается. В Гражданском кодексе и законодательстве РФ применяются термины торги, конкурсы и аукционы. По сути, эти термины аналогичны «тендеру».
Впервые термин «тендер» (в контексте установления правил торгов) появился в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года. Комиссия ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.
Если говорить о нашей истории, то упоминания о первых тендерах в России ведут к 17 веку. Например, 7 июля 1654 года царь Алексей Михайлович подписал указ о доставке в Смоленск сухарей и муки. Указ содержал информацию о ценах, требованиях к качеству продуктов и сроки доставки.
Организаторами и участниками тендера могут быть как государственные, так и коммерческие юридические лица, а также физические лица. В некоторых закупках требуется лицензия на тот или иной вид деятельности, в данном случае физические лица не смогут участвовать в таких тендерах (так как физ.лица не могут получить лицензию без образования юридического лица). Членство в СРО (саморегулируемая организация) — также может являться одним из ключевых моментов, прописанных в тендерной документации. Например, это закупки на проектирование, строительство или инженерные изыскания.
Ключевым назначением тендера является обеспечение свободной и прозрачной конкуренции для заключения договора на с максимальной выгодой для всех сторон. Организатор получит товар или услугу с наилучшими условиями по выгодной цене. А участники получают равные права для участия в конкурентной борьбе.
Классификация тендеров
Существуют следующие критерии классификации тендеров:
- Цель проведения тендера:
- Тендер на закупку.
- Тендер на продажу.
- Процедура проведения:
- Конкурс, аукцион, запрос предложений.
- Запрос котировок, конкурентные переговоры.
- Прочие процедуры.
- Форма проведения:
- Открытый тендер. В данном случае участвуют все желающие. Информация о торгах публикуется открытом доступе.
- Закрытый тендер. Данная процедура связана с коммерческой или государственной тайной. Число участников ограничено.
- Способ проведения:
- Бумажный.
- Электронный. В данном случае торги организуются на т.н. «электронных торговых площадках» (ЭТП).
В России существует более четырехсот ЭТП, но федеральных площадок всего 9. Государственные закупки по 44-ФЗ проводятся на федеральных торговых площадках. Закупки, проводимые по 223-ФЗ помимо федеральных торговых площадок могут проводится и на коммерческих (в отдельных разделах ЭТП).
Список федеральных «электронных торговых площадок»:
- sberbank-ast;
- roseltorg;
- etp.zakazrf;
- rts-tender;
- etp-ets.ru;
- gz.lot-online.ru;
- tektorg.ru;
- etpgpb.ru;
- astgoz.ru.
Остановимся подробнее на некоторых способах организации тендеров.
Конкурс
На практике данная процедура распространена при поиска исполнителя на сложные услуги (например строительство здания и т.п.). При проведении конкурса цена не всегда является ключевым критерием. В дополнение к профессиональной экспертизе и компетенции, от исполнителя потребуется финансовая устойчивость. Конкурсы могут включать два этапа, например: на первом отбирают техническое задание, на втором — выбирают исполнитель данного технического задания.
Аукцион
Рекомендуется проводить, когда ключевым условием является цена. Также в процессе проведения аукциона существует возможность изменения цены участником в зависимости от предложений других участников.
Запрос котировок или запрос цен (не регулируется Гражданский кодексом)
Данный способ схож с аукционом. На практике запрос котировок организуется по закупкам с небольшой суммой. Так как данный вариант организации тендера является оперативным (без глубоко анализа предложений по прочим критериям).
Запрос предложений (не регулируется Гражданский кодексом)
Данный вид процедуры проводится, когда в дополнение к цене необходимо рассмотреть компетенции (квалификацию) участников. Запрос предложений также можно применять для анализа определенной сферы (отрасли) экономики.
Закупка у единственного поставщика (неконкурентная закупка).
Данная процедура применяется, когда прямое предложение на заключение контракта о поставке товаров или услуг отправляется конкретному исполнителю (подрядчику). Подобная закупка строго регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ и и контролируется Федеральной антимонопольной службой.
Конкурентные переговоры
Наименее зарегламентированный вариант. В данном случае заказчик может выбрать исполнителя в результате переговоров и принять решение по личному предпочтению.
Каждая процедура организации тендеров регулируется определенным законом.
Государственные закупки по 44-ФЗ
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирует закупки, организуемые государственные учреждения, органы государственной власти или определенными гос. Корпорациями (например Росатом). Данный закон регламентирует процедуру тендеров, определяя четкие правила отбора участников. Также существует строгая система планирования и отчетности закупок. Заказчику запрещено включать требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ.
Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона на пяти официальных электронных торговых площадок. 44-ФЗ также запрещает заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, это позволяет широкому кругу участников заявиться на участие в тендере. Государственные закупки направлены на экономию бюджетных средств, и цена будет иметь высокий приоритет при выборе победителя. Но также данный закон устанавливает и антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.
Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)
Если доля уставного капитала учреждения (организации, компании) более чем на 50% принадлежит РФ или субъекту РФ, то в данном случае возможно проведение тендера в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный закон позволяет заказчику разработать собственное положение о закупках. Закон не регулирует какие виды тендеров может организовать заказчик. В основе лежит «конкурс» и «аукцион», но организатор имеет право придумывать свои способы закупок и устанавливать свои процедуры их проведения. В данном случае участнику тендера придется ознакомиться с положением о закупках заказчика, далее изучить документацию, после чего подавать заявку.
223-ФЗ позволяет заказчику (с выгодой для себя) организовать тендер в очень сжатые сроки, применяя свои процедуры, которые не ограничиваются данным законом. Также, заказчик может указать завышенные требования к участникам и установить сложные условия оценки предложений, тем самым ограничив конкуренцию.
При всех указанных выше сложностях 223-ФЗ стоит отметить положительную особенность данного закона для участников. Заказчик может провести простую процедуру на начальную максимальную цену договора, так как нет жестких ограничений в установлении варианта организации закупки.
Коммерческие тендеры
К данному типу относятся все тендеры, организуемые коммерческой организацией. Организатор самостоятельно определяет способ проведения и критерии отбора участников и победителя. Ключевой особенностью является экономичное расходование собственных денежных средств. Данный тип тендеров не регламентируется законодательством. При проведении коммерческого тендера отсутствует административная ответственность, конечно при условии, действия организатора не противоречат действующему законодательству (Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).
Минус коммерческих тендеров — отсутствие единых правил определения победителя(поставщика). Каждая организация проводит торги по своим правилам, и поставщикам труднее сориентироваться в коммерческих торгах, чем в госсекторе. Коммерческие заказчики могут отменить тендер в любой момент или вообще отказаться от сделки, если это позволяют правила компании. С другой стороны, и у участников коммерческих тендеров меньше ответственности, чем у поставщиков в госзакупках. За уклонение от коммерческой сделки участника не внесут в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), пострадает только репутация.
Сравнительный анализ государственных и коммерческих тендеров
Регулирование государственных и коммерческих тендеров прежде всего направлено на экономию денежных средств и развитие конкуренции. Ниже приведена сравнительная таблица государственных и коммерческих тендеров.
|
Тендеры по 44-ФЗ
|
Тендеры по 223-ФЗ
|
Коммерческие тендеры
|
Законы
|
44-ФЗ, ГК РФ (конкурс и аукцион)
|
223-ФЗ, ГК РФ (конкурс и аукцион)
|
Гражданский кодекс РФ (конкурс и аукционы)
|
Способы закупок
|
Только в соответствии с законом.
|
Установлены положением заказчика (в основе 223-ФЗ)
|
Устанавливаются заказчиком.
|
Порядок проведения закупок
|
Только в соответствии с законом.
|
Установлены положением заказчика (в основе 223-ФЗ)
|
Устанавливается заказчиком.
|
Конкуренция
|
Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)
|
Участник должен предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)
|
Участник должен предложить требуемый товар
|
Требования к участникам
|
Закрытый перечень требований
|
У каждого заказчика свой перечень требований
|
У каждого заказчика свой перечень требований
|
Порядок оценки заявок участников
|
Установлен законодательно
|
Установлен положением и документацией заказчика
|
Установлен положением и документацией заказчика
|
Виды закупок в электронной форме
|
Аукцион
|
Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика
|
Любой способ закупок, установленный заказчиком
|
Электронные площадки
|
5 утвержденных электронных площадок
|
Любая электронная площадка
|
Любая электронная площадка
|
Аукционная (закупочная) документация
Данная документация содержит собой пакет документов с коммерческой и технической информацией о предмете закупки, условиях и обязанностях каждой из сторон. Аукционную (закупочную) документацию необходимо подробно проверять перед заключением контракта. Данный анализ позволит участнику понять, сможет ли он его исполнить, а также защитит его от обмана.
В соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ открытые тендеры предоставляют возможность получения закупочной документации на Главном портале закупок (ЕИС). После прохождения процедуры регистрации скачивание документов осуществляется бесплатно. Обязательного приглашения подобные закупки не требуют. При закрытых закупках участнику необходимо получить приглашение от заказчика.
Три ключевых принципа разработка закупочной документации:
- Документация должна быть прозрачной (максимально понятной).
- Документация должна соответствовать законодательству. Для госзакупок ранее упомянутые 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для коммерческих закупок Гражданский Кодекс и ФЗ «О защите конкуренции».
- Документация формируется на русском языке, при этом употребляемые термины должны быть общепринятыми. При употреблении специальной отраслевой или технической терминологии необходимо указывать ссылки на официальные источники (технические регламенты, ГОСТы и т.д.).
Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ регулируют вопросы госзакупок, по которым разрабатывается документация. Также, ключевую роль играет Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
44-ФЗ имеет более строгие требования к структуре документов. Если государственный заказчик готовится публикации аукциона, ему следует наиболее детально ознакомиться положениями 44-ФЗ, содержащими информацию относительно аукционной документации. К основным разделам относятся: извещение, общий раздел, информационная карта, обоснование стоимости контракта, проект договора, техническое задание.
223-ФЗ менее строгий и не требует какой-либо четкой структуры: все зависит от конкретной закупки.
В случае с коммерческими закупками —перечисленные выше законы не актуальны. В коммерческом секторе применяются нормы ГК и закона о защите конкуренции. Крупная компания она может для торгов завести собственную электронную площадку.
Аукционная (закупочная) документация включает следующие виды документов:
- Описание аукциона (порядок проведения, порядок подачи заявок и т.п.).
- Предмет закупки (характеристики, количество, смета, техническое задание и т.п.).
- Проект договора (контракта).
- Прочие документы.
Например, в соответствии с 44-ФЗ документация содержит:
- Информационную карту (таблица со сведениями о закупке).
- Техническое задание.
- Проект контракта.
- Порядок предоставления обеспечения заявок на участие.
- Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
- Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК).
- Изменение условий контракта.
- Инструкция по заполнению заявки.
Итог
Тендер — это конкурс, проводимый заказчиком для выбора исполнителя (подрядчика), который должен будет поставить определенные товары или оказать услуги. Участвовать в тендере (то есть подать тендерную заявку) может любая организация или индивидуальный предприниматель (а в некоторых случаях и самозанятый или просто физическое лицо). Главная рекомендация перед подачей заявки, — внимательно изучить правила, регламентируемые организатором тендера, разобраться в процедуре оформления документов и учесть все нюансы, к которым, в частности, относится определение типа тендера (а значит, и возможность участия в нем Вашей организации). Вне зависимости от сферы деятельности и количества сотрудников, у каждой организации формируется множество различных документов при организации своих тендеров или участии в тендерах других заказчиков. Можно продолжать хранить и контролировать участие в тендерах в различных папках и файлах Excel и Word. Но существует более эффективный способ – это применение специальной программы для формирования реестра договоров, учета контрагентов и контроля тендеров. Одной из таких программ является «Договор Партнер».
Скачать бесплатную версию программы "Договор Партнер"
|