Top.Mail.Ru
Программа добавлена в заказ
Для отправки заявки перейдите в раздел ЗАКАЗ
 
Спасибо!
За Вашим электронным адресом закреплена скидка 10%.
 



 
Договорная документация: краткий обзор


Отношения любой организации с другими юридическими или физическими лицами строятся на основе договоров. Определение договора дается в ст. 420 ГК: это соглашение о начале, исполнении, изменении или завершении конкретных обязательств, которое два человека или группа людей заключили между собой. Участниками или сторонами договора могут быть физические и юридические лица.

Договор и все сопровождающие документы относятся к т.н. «договорной документации» или «договорно-правовым документам».

С точки зрения юриспруденции, договор можно отнести к документу, целью которого является зафиксировать следующие три ключевых момента:

  • Соглашение между стороны.
  • Права сторон.
  • Обязанности сторон.


В зависимости от назначения, договоры подразделяются на два вида:

  • Гражданско-правовые (регулируются гражданским законодательством).
  • Трудовые (регулируются трудовым законодательством.

В независимости от вида договора, на практике требуется составление дополнительных сопровождающих документов. Состав и содержимое договорной документации может регулироваться законодательством, а также дополнительными пожеланиями сторон. Примером обязательной документации (в соответствии с законом) могут быть документы, удостоверяющие полномочия лица, подписывающего договор (копия устава, копия паспорта, доверенность и т.п.).  Такие документы, как протоколы рабочих совещаний и т.п., относятся к документам, которые не обязательны, но могут быть согласованы сторонами.

Договорная документация включает в себя сам договор, а также все сопроводительные документы: доп.соглашения, протоколы, акты, спецификации, накладные, счета-фактуры и прочие документы, возникающие в процессе исполнения договора.


Классификация договорной документации

Состав договорной документации зависит от вида договора:

  • Требования для трудовых договоров регулируются разделом III ТК РФ. К трудовому договору могут прилагаться отдельные приложения или дополнительные соглашения сторон. Данные документы заключатся в письменной форме и составляют часть трудового договора.
  • Для гражданского-правовых договоров может фиксироваться следующая договорная документация:
    • Коммерческие предложения.
    • Тендерные документы.
    • Протоколы совещаний сторон.
    • Листы согласований.
    • Проекты договоров.
    • Дополнительные соглашения.
    • Первичные документы (счет, акт, счет фактура, накладная и т.п.).

 

Необходимо отдельно уделить внимание строительной отрасли. В данной сфере основой являются договоры строительного подряда. Строительная договорная документация обязательно включает в себя проектную и техническую документацию. Данные документы определяют объемы и виды работ, смету и стоимость. К договорной документации в строительстве также относится графическая информация, содержащая сведения о конструктивных и технических решениях.


До начала формирования основной договорной документации, сторонами договора обмениваются т.н. т.н. «удостоверяющей договорной документацией»:

  • Для юридических лиц:
    • Копии учредительных документов.
    • Копию документа, подтверждающего полномочия руководителя.
    • Копия свидетельства о гос.регистрации юр.лица и прочие документы.
    • Для физических лиц:
      • Копия паспорта.
      • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
      • Банковские реквизиты.
      • Копия СНИЛС и прочие документы.

Копии «удостоверяющей документации» рекомендуется хранить вместе с основными «договорно-правовыми документами» и при передаче их в архив, подшивать в одно дело.


В процессе договорных отношений важно документально фиксировать все изменения по объемам, стоимости работ и т.п. К таким документам необходимо относиться серьезно, так как они юридически подтверждают значимость изменений. На практике, на начальном этапе собирают «преддоговорную документация», после чего согласовывают проект договора и формирует первый пакет договорных документов:

  • Проект договора.
  • Документы от контрагента.
  • Лист согласования.
  • При необходимости можно приложить пояснительную записку.

Количество сотрудников, которые отвечают за согласование договора, зависит от размера организации. Как минимум, согласование должно пройти через:

  • Юриста.
  • Финансового директора.
  • Бухгалтера.
  • Руководителя заинтересованного отдела.

После завершения согласования, договор готовится к подписанию.
В процессе исполнения договора документация будет включать в себя:

  • Дополнительные соглашениия.
  • Первичные документы (т.н. "первичка").
  • Спецификации.

Пример «первички» в бухучете — любой документ, подтверждающий сделки налогоплательщика. Речь идет о сделках, которые связаны с хоздеятельностью организации и имеют экономический смысл.

Вся первичная документация бухгалтерского учета описана в ФЗ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы нужно собирать и оформлять в соответствии с этим законом, чтобы подтвердить расходы и доказать ФНС правильность расчета налоговой базы.

Составлять первичный документ нужно в момент осуществления хозоперации, так как документ подтверждают ее совершение. Как правило, это делает поставщик. Перечень первичной документации в бухгалтерии, сопровождающих сделку, зависит от типа сделки и может отличаться.  Особо внимательно нужно относиться к документам по сделкам, в которых вы выступаете покупателем, так как это ваши расходы и вы больше поставщика заинтересованы в правильном оформлении документов. Налоговая может не зачесть «первичку» с ошибками.

Сделки в разных компаниях существенно отличаются. Несмотря на это, есть перечень первичной документации, которая обязательна в бухгалтерии:

  • Договор.
  • Счет на оплату.
  • Платежные документы: кассовые чеки, бланки строгой отчетности.
  • Товарная накладная.
  • Акт выполненных работ или оказанных услуг.
  • Счет-фактура.

Этот список документов по сделкам не исчерпывающий, он может расширяться в зависимости от видов операций и особенностей учета в организации.


При работе с договорной документацией рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Документы должны быть понятными и трактоваться однозначно. Не должно быть двусмысленности и недоразумений. Используйте точные определения для исключения разночтений.
  • Полнота и детальность. Договоры должны содержать полные и детальные сведения (условия и положения), определяющие права и обязанности сторон. Необходимо предусмотреть механизмы решения споров и разногласий.
  • При составлении договоров необходимо учитывать законодательство и юридические требования, действующие в соответствующей юрисдикции.
  • Прозрачность и согласованность. Важно обеспечить Документация должна быть прозрачной и согласованной между сторонами. При внесении изменений необходимо согласовать их и фиксировать изменения в документах.
  • Обращайтесь за помощью к юристам или специалистам в области договорного права для проверки и сопровождения договорной документации.


Сроки хранения договорной документации

Зачастую, ответственными за договорную документацию являются делопроизводители, бухгалтерии или договорные отделы. Трудовые договоры хранятся в отделах кадров. Исполненные (завершенные) договоры передаются в архив соответствии с локально-нормативными актами организации.  

Сроки хранения договорной документации зависят от вида договора:

  • Учредительные договоры, сведения о реорганизации предприятий имеют постоянный срок хранения.
  • Договоры и доп.соглашения хранятся 5 лет.
  • Расчеты, заключения, справки по договорам хранятся 5 лет.
  • Акты, накладные, чеки, квитанции, авансовые отчеты, кассовые документы хранятся 5 лет.
При возникновении спорных ситуаций документы хранят до принятия решения по делу.

Сроки хранения договорных документов регулируются Перечнем типовых управленческих архивных документов и сроков их хранения, утвержденным Приказом Росархива от 20 декабря 2019 года № 236.
Период хранения бухгалтерский документов установлен Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Порядок хранения договорной документации включает не только соблюдение сроков хранения, но и применение системы архивирования и доступа к документам. Важно создать структурированную систему классификации и индексации договоров для быстрого поиска документов. В этом незаменимым помощником будет применение специального программного обеспечения для формирования реестров договоров и документов.

 


Вне зависимости от сферы деятельности, у каждой организации формируется множество различных договоров и связанных с ними документов, которые требуют контроля и учета. Можно продолжать хранить и контролировать договоры в различных папках и файлах Excel и Word. Но существует более эффективный способ – это применение специальной программы для учета договоров. Одной из таких программ является «Договор Партнер».






 
 




Все обзоры


Скачать бесплатную версию


Новости
Обзоры













Персональный менеджер
Простота и удобство
(не требуется обучение)
Не требуется дополнительного программного обеспечения
Лучшее предложение по цене
Бессрочная лицензия
Бесплатная техническая поддержка
(в рамках лицензии)
Максимальная безопасность хранения данных